
Образовательная программа
онлайн-курса китайского языка «ПЕРВЫЙ ГОРНЫЙ ПИК»
1. Модуль «Фонетика»
Урок 1 «Открываем дверь в мир китайского языка. Слог и тоны»
- путунхуа
- пиньинь, романизация
- характеристики тонов китайского языка
- разбор и прослушивание всех тонов + их подробные схемы
- аллотон
- углублённый нюанс о восходящей части 3-го тона
- этимологический тон
Длительность видеоурока: 22 мин. 25 сек.
Урок 2 «Инициали»
- понятие инициалей и финалей
- виды артикуляционных органов
- виды инициалей и две их классификации
- все инициали: подробный разбор и прослушивание
- как озвучивают инициали китайцы (сразу с гласными)
- проблема звука и буквы в фонетике
Длительность видеоурока: 23 мин. 3 сек.
Урок 3 «Финали. Сочетания инициалей и финалей»
- простые и сложные финали; монофтонги, дифтонги и трифтонги
- классификация финалей
- все финали: подробный разбор и прослушивание
- оттачивание навыка: сочетания инициалей и финалей
- правила выделения слогообразующих звуков
- двусложные сочетания тонов и их графики
- ударение в китайском языке
Длительность видеоурока: 20 мин. 36 сек.
Урок 4 «И ещё чуточку правил»
- когда исчезают точки над ü
- отсутствие смягчения
- эризация
- 2 способа слогораздела: с апострофом и с «y» / «w»
- видоизменение финалей без слогораздела
- над какой гласной ставить знак тона?
- правила изменения тонов
- пример высотного графика тонов целого предложения
Видеоурок отсутствует.
Общая длительность видеоуроков раздела «Фонетика»:
1 ч. 6 мин. 4 сек.
2. Модуль «Иероглифика»
Урок 1. «Иероглифы. Стили письма и шрифты. Черты и графемы»
- почему 1 иероглиф – не всегда 1 слог
- почему разные иероглифы с разным значением могут звучать одинаково?
- на что ещё способны иероглифы?
- иероглифические гнёзда
- шрифты иероглифического письма
- черты
- графемы и их классификации
- соотношение понятий «краевой элемент» и «графема»
Длительность видеоурока: 20 мин. 19 сек.
Урок 2. «Две классификации иероглифов»
- классификация-1: простые и сложные иероглифы
- схемы их формирования
- официальный стандарт простых иероглифов (китайский источник; по QR-коду)
- типы иероглифических структур
- традиционные и упрощённые иероглифы
- классификация-2 (пиктограммы, символограммы, идеограммы, фоноидеограммы, иные; заимствованные, видоизменённые)
Длительность видеоурока: 22 мин. 12 сек.
Урок 3. «Ключи. Почему сами китайцы не учат по ним иероглифы. Как же их запоминают носители языка?»
- понятие, происхождение и функция ключей
- когда ключ не поможет
- почему по ключам не учат иероглифы
- как учат иероглифы сами китайцы
- перечни конкретных элементов для изучения и запоминания иероглифов
- схема анализа и логического запоминания иероглифов (методика самих китайцев)
- конкретные примеры анализа и запоминания иероглифов
- полезные онлайн-ресурсы и их ошибки
- инструкция пользования электронным ресурсом ”在线新华字典“ (один из ваших помощников в запоминании иероглифов) и приложением “新华词典经典版“
Длительность видеоурока: 14 мин. 27 сек.
Урок 4 «Правила написания черт и знаков препинания»
- особенности китайских знаков препинания
- порядок написания черт (с конкретными примерами) и иные правила начертания иероглифов
- папка-помощник с прописями и видеоанимацией (по QR-коду)
Длительность видеоурока: 8 мин. 43 сек.
Общая длительность видеоуроков раздела «Иероглифика»:
1 ч. 5 мин. 41 сек.
3. Модуль «Грамматика и речь»
В конце каждого урока – диалог от носителей языка (текст + аудио).
В некоторых уроках – где необходимо – есть отдельный блок (или несколько блоков) «Фонетические ремарки» от носителей языка.
Урок 1:
- Суффикс 们 men: множественное число
- Китайское приветствие
- Общий (прямой) вопрос с частицей 吗
- Предложения с качественным сказуемым + пояснения от носителей
- Возвратный вопрос с частицей 呢
- «Тоже» с 也
- Определение с 的: значение притяжания
- Обобщение с 都
- Сильно выраженный признак с 太
Длительность видеоурока: 23 мин. 31 сек.
Урок 2:
- Предложения с глагольным сказуемым. Обладание с 有 . Базовый порядок слов в китайском предложении
- Глагол-связка 是. Предложения с составным именным сказуемым.
- Союз 和 (и)
Длительность видеоурока: 8 мин. 25 сек.
Урок 3:
- Образование числительных (до 100)
- Номера (телефонов, комнат и т. п.)
- Счётные слова. Сочетания числительных со счётными словами
- Структура «是… 的» : притяжание + краткие формулы-шпаргалки; перевод по двум способам-моделям
- . Вопросительные слова 几 и 多少
- Вопросительное местоимение 哪
- Виды числительных
- Разница 二 и 两
- Возраст
- Отдельный выпуск «Фонетических ремарок» (углублённая фонетика). Краткий состав подраздела: ритмические слова, синтагмы; ритмическое, синтагматическое и фразовое ударение; изменение 3-го тона в многосложных сочетаниях.
Длительность видеоурока-1: 24 мин. 17 сек.
Длительность видеоурока-2: 19 мин. 57 сек.
Итого длительность видеоуроков: 44 мин. 14 сек.
Урок 4:
- Вопросительное местоимение 什么
- Имя и фамилия
- Транскрипционная система Палладия
- Национальности. Языки.
- Прибретённый навык: модальный глагол 会.
- Вопрос с утвердительно-отрицательной формой сказуемого
Длительность видеоурока: 13 мин. 17 сек.
Урок 5:
- Обращение (формальное и неформальное)
- 在: глагол, предлог, глагольный суффикс. Местонахождение с 在. Обстоятельство места.
- Глаголы 学习 и 学: в чём отличие?
- «Внутри»: послелог 里
- 也 в роли «и» (между глаголами и прилагательными)
Длительность видеоурока: 11 мин. 54 сек.
Урок 6:
- Вопросительное местоимение 谁. Виды местоимений.
- Определение с 的 : значение описания. Два вида описания. Субстантивация
- Обладание с неодушевлёнными существительными
- Счётное слово неопределённого счёта 些 и его сочетания
- Вопросительное местоимение 怎么
Длительность видеоурока: 13 мин. 33 сек.
Урок 7:
- Отличия 有点儿 yǒu diǎnr & 一点儿 yī diǎnr
- Определение, выраженное глаголом или глагольной конструкцией
- Порядок расположения определений (правило «ПУСК»)
- 请 : роль в предложении. Последовательно-связанные предложения.
- Междометие 啊
Длительность видеоурока: 14 мин. 59 сек.
Урок 8:
- Многоглагольное предложение с целью (действие и цель)
- Глаголы 想 и 要
- Глаголы двойного дополнения
- Комплемент (доп. член предложения / модификатор) в китайском языке. Разница дополнения и комплемента.
- Краткий экскурс в комплемент результата. 在 и 给 как результативные морфемы.
- Глаголы направления движения 去 и 来
- Иные значения частицы 呢
- Время с 时候
- Способ действия / инструмент по схеме «Глагольно-именное сочетание + глагол»
- 都: обобщение глагола с его дополнением
- Простой комплемент направления + схемы его образования + позиция дополнения в зависимости от его вида
Длительность видеоурока: 16 мин. 44 сек.
Урок 9:
- Дни недели. Временные отрезки ≥ суток. Дата.
- Время суток
- Точное время (часы и минуты)
- Предложения с именным сказуемым (без связки 是)
- Обстоятельства времени и места в одном предложении
- Разница между местоимениями 咱们 и 我们
- Частица 吧
- Разделительный вопрос
- Лексическая ремарка от носителей (насчет разницы слов 饭馆,饭店,餐馆,餐厅)
Длительность видеоурока: 22 мин. 38 сек.
Урок 10:
- Глаголы 能и 可以. Сравнение 能,可以 и 会 + удобная сводная таблица
- Глагол 应该
- «До» и «после»; «назад» и «спустя»; «раньше» и «потом» с 以前 И 以后
- Валюта. Денежные единицы КНР.
- Суффикс 着: выражаем длительное состояние / действие
- Слово就: как применять?
Длительность видеоурока: 30 мин 41 сек.
Урок 11 «了: роли, оттенки, выбор позиции»
- 了 – не маркер времени, а аспектная частица
- Виды了 (глагольная, фразовая, эмоциональная) и их подробный разбор
- Порядок слов в предложениях с комплементом длительности (с глагольной了)
- Отрицание в предложениях с комплементом длительности (с глагольной了)
- Глагольная了 в последовательно связанных предложениях
- Отрицание совершения действия с 没有
- Вопрос с глагольной 了
- Когда глагольная了 не употребляется?
- Порядок слов в предложениях с комплементом длительности (с фразовой了)
- Порядок слов в предложениях с комплементом длительности (и с глагольной, и с фразовой了)
- Глаголы «точечного действия». Комплемент длительности с ними.
- Три временных аспекта фразовой 了 (настоящее, будущее и «смесь» настоящего и будущего)
- Изменение ситуации / действия и их отрицание («уже не так») с фразовой 了
- Отрицание в предложениях с комплементом длительности (с фразовой了)
- Вопрос с фразовой 了
- Суть использования эмоциональной了и примеры предложений
- 了 в составе конструкций
- Вопрос и отрицание в предложениях со структурами “要 ……了”,“块(要)……了”, “就(要)……了“
- Безличные предложения
Длительность видеоурока: 53 мин. 40 сек
Урок 12:
- Послелоги места. Статическое обстоятельство места. Местонахождение с 有,在,是. «Живое место»
- Направление (динамическое обстоятельство места)
- Структура «是……的» для подчёркивания места, времени, образа действия. Позиция дополнения. Грамматическое бонусное пояснение.
- Комплемент результата. Результативные глаголы.
Длительность видеоурока: 17 мин. 8 сек.
Урок 13:
- Альтернативный вопрос с союзом 还是 háishi (или). Отличия союзов 还是 háishi & 或者 huòzhě
- Продолженное действие с 正在
- 跟 в роли предлога
Длительность видеоурока: 5 мин 21 сек.
Урок 14:
- Дополнительные примеры с показателем вероятности 会
- Разница 怎么 & 怎么样
- Сказуемое, выраженное предикативной конструкцией
- Комплемент кратности и глагольные счётные слова. Суффикс 过. Порядок слов в предложениях с комплементом кратности.
- Комплемент вероятности (возможности) и два способа его формирования
- Отличия комплемента возможности от сочетаний с модальными глаголами + ремарка о разговорной речи носителей
- Когда морфема 上 формирует не комплемент направления, а комплемент результата?
- Исключения (некоторые устойчивые сочетаний, употребляемые исключительно «в комплекте» с модификаторами)
- Раздельно-слитные (глагольно-объектные) сочетания 离合词. Углублённый разбор: их типы, подтипы и вариации; примеры разрыва и виды «вклинивающихся» элементов; прямое дополнение с离合词; топ-перечень离合词 начального уровня
- Служебное слово 地: обстоятельство образа действия. Углублённый разбор.
- Конструкция сравнения с 比. Комплемент количества (очень глубокий разбор повышенного уровня). Сравнение с 不比,有,没有.
- Слово 一样 . Конструкция “跟 …… 一样”
Длительность видеоурока: 5 мин 2 сек.
+ папка с пробным вариантом обновлённого экзамена HSK-1 (3.0)
Общая длительность видеоуроков раздела «Грамматика и речь»:
4 ч. 46 мин. 7 сек.